Нетрадиционные методы ЛФК и массажа для детей, страдающих ДЦП
Наиболее комфортабельные условия для ребенка, страдающего невропатологией и ДЦП, а также хорошие результаты дают занятия на пружинных диванах и кроватях. Вспомогательные средства в виде надувных предметов с различной степенью их надувания позволяют использовать воздушную подушку предмета как амортизационную или буферную систему для создания перепадов ускорения или погашения энергии падения.
Оптимальные колебания воздействуют как на атолитов прибор вестибулярного аппарата ребенка, создают многократные моменты невесомости, способствующие расслаблению, так и на нервные окончания в полукружных каналах при поворотах и вращения.
Вспомогательными средствами являются: надувные предметы – мячи (большие, средние, малые), бревна (малые, средние, большие), круги (малые, средние, большие), резиновые амортизаторы (бинты, шланги), войлочные наколенники (из детских валенок), эластичные бинты, фанерная площадка с закрепленными на ширине плеч ботинками и для ходьбы (примерно 60х60 см), которая обеспечивает площадь опоры и помогает ребенку сохранять равновесие, сидя на бревне и стоя. К ним также относятся детская деревянная кроватка (до года), деревянный складной манеж (с 10 мес. до трех лет). Комбинируя вспомогательные средства с учетом состояния ребенка, его возраста и скрытых потенциальных возможностей, можно условно разделить все упражнения на четыре группы:
1. Упражнения на расслабление: покачивание в позе эмбриона, потряхивание конечностей, упражнения, обеспечивающие сближение точек прикрепления мышц, на бревне, надувном мяче и пружинной платформе.
2. Пассивные упражнения по Бобату – выполняются методистом с ребенком на надувных предметах.
3. Пассивно-активные упражнения – ребенок находится на надувном предмете в определенном исходном положении и позе. Его провоцируют на адекватную реакцию: повернуться, упереться, согнуться, разогнуться, лечь, сесть, встать, выпрямиться и т.д.
4. Активные упражнения (движения) – ребенок в строгом положении (позе) может выполнять только то, что ему дозволено условиями, с постепенным расширением своих возможностей.
Допустимы следующие условно-рефлекторные позы (укладки): по Войта на надувных предметах – в положениях лежа на спине в круге (в позе эмбриона), на животе (с 3 мес.); стоя на коленях, на четвереньках (с 4-5 мес.); сидя “по-турецки” или верхом на бревне с фиксированными стопами (5-6 мес.); стоя с фиксированными стопами в ботинках на площадке (с 8 мес.).
Динамика развития двигательных навыков и результатов лечения детей, страдающих ДЦП и невропатологией, оценивается по мере их вертикализации по пятиуровневой системе:
1. Ребенок сидит “по-турецки” – отличная динамика.
2. Ребенок стоит на четвереньках, на коленях – отлично.
3. Ребенок сидит верхом на бревне – отлично.
4. Ребенок стоит – отлично.
5. Ребенок ходит – отлично
Все новые движения, которые осваивает ребенок, можно считать удовлетворительными на конкретном уровне. Один курс занятий составляет от 10 до 30 сеансов. В зависимости от формы, степени тяжести и запущенности болезни назначают 3-4 курса с интервалом 1-1,5 мес., усложняя двигательные задачи. При этом родители между курсами продолжают самостоятельно заниматься с ребенком дома, используя вспомогательные средства.